Операция «Реставрация». На месте троллейбусного депо открыли модный квартал

260 0

Новая жизнь старого депо

Никто не против нового, но там, где оно уместно, а если есть возможность сохранить старое, историческое, краснокирпичное, то новоделы равносильны абсолютному злу. Когда зашёл разговор о реставрации Миусского депо на Лесной улице, некоторые заволновались. Слухи ходили разные, предполагалось даже, что там разместят музей городского транспорта, но в итоге депо признали объектом культурного наследия. Общественность успокоилась: внешний облик шедевра промышленной архитектуры конца XIX – начала XX в. менять не будут. Новую жизнь объекту подарила идея его дальнейшего использования – создание гастрономического квартала. Этот общемировой тренд отлично ассимилировался в столице, придав эстетику рыночной торговле и одновременно повысив качест­во продуктов питания. «Мы видели 10 лет или 6–7 лет назад рынки, на которых торговали в лужах, среди грязи или не очень качественными товарами. Между ними и тем, что мы видим сейчас, – огромная дистанция», – напомнил мэр Собянин на открытии «Депо».

Сегодня в столице уже девять рынков работают в формате гастрономических кварталов, где можно не только отовариться, но и посидеть в кафе и ресторанах. Революция началась с Даниловского рынка. Во время чемпионата мира по футболу иностранные телевизионщики показывали его как новую достопримечательность Москвы. В прошлом году рынок посетили 3 млн (!) человек. Фермерские лавки с экологически чистыми продуктами, гастрономическо-кулинарное разнообразие и разноэтнические фуд-корты интересны и москвичам, и туристам. В Миусском депо тоже всё свежее и поражает изобилием – 140 фермерских лавок, 75 ресторанов и бистро на любой вкус и кошелёк. Старое-новое «Депо» с первых дней превратилось в одно из самых модных мест столицы, потому что молодёжи уже недостаточно вкусно поесть или купить деликатесов – место должно быть эстетичным и оригинальным. «Над проектом работал один из самых талантливых дизайнеров столицы Андрей Цыганков. Подчеркнув достоинства старинной архитектуры, он смог сделать пространство ещё более насыщенным, модным и интересным», – отметил соавтор концепции «Депо. Москва» Алексей Васильчук.

Что спрятали в троллейбусе?

Проект реставрации депо не был простым. «Это объект культурного наследия, а значит, регламентированы очень жёсткие правила – что можно, а чего нель­зя. Самая большая сложность заключалась в том, чтобы разместить сети инженерно-технического обеспечения и при этом минимально затронуть сам предмет охраны. Нам это удалось. Никакого штробления, выбиваний и разрезаний исторических стен мы не допускали. Все мероприятия по эвакуации, оповещению, пожарной безопасности выполнены», – отметил руководитель компании РСК «Деко Структур» Михаил Фурсов, который и возглавил реставрацию Миусского ан­самбля. В одном из троллейбусов, которые украшают зал фуд-молла, даже «спрятали» электрическую подстанцию. Скрупулёзно изучались архивные чертежи и фотографии. «Изначально здесь были конные железные дороги, потом трамваи, а в середине ­1950-х – троллейбусы. Были перестроены проёмы для въезда троллейбусов, потому что в старые они не помещались. Требовалось определить, что было историческим, а что – поздние надстройки», – рассказал архитектор. В кирпичном строении с антресолями когда-то был большой вагонный сарай с котельной, именно здесь сегодня располагается фуд-молл. В ходе реставрации выяснилось, что современный кирпич отличается от того, который производили 100 лет назад. Чтобы найти 300 тысяч редких кирпичей, организовали экспедиции в Ивановскую, Вологодскую и Владимирскую области. «Поскольку раньше здания были не окрашены, то использование нового кирпича выглядело бы как заплатки на фасаде. Потому мы подбирали кирпич ещё и по периоду производства. Он должен был уже побывать в эксплуатации», – поделился Фурсов. В зданиях восстановили чугунные оконные рамы, воссоздали кирпичные арки, перемычки, колонны, привели в порядок историческую ограду комплекса, сохранив два столба-пилона конца XIX в.

Внешне депо после реконструкции выглядит, как и на момент постройки, перемены коснулись лишь его назначения!

Фото: АиФ; Эдуард Кудрявицкий

Да здравствует модерн!

Ансамбль Миусского парка отражает идею своей эпохи – «строить заводы как дворцы». По словам Михаила Фурсова, после реконструкции объект на 90% соответствует своему облику начала ХХ в. в стиле британского модерна и того проекта, который воплотили в жизнь архитекторы Михаил Глейнинг и Николай Жуков. Фурсов считает, что некоторые конструкции были выполнены не без участия выдающегося инженера Владимира Шухова: «Сами фермы очень похожи, и если уж не сам Шухов, то идеи его использовались – это точно. Они очень похожи на конструкции, которые, как достоверно известно, выполнял Шухов».

Для Москвы идея переформатирования старых территорий под современные нужды ненова и уже привычна. Мы приняли и полюбили новые-старые: завод «Флакон», фабрику «Красный Октябрь», Даниловскую мануфактуру, Artplay, где разместились модные клубы, гастрономические цент­ры, офисы, художественные галереи и выставочные залы. С каждым днём растёт популярность и Миусского депо. Ожидается, что в будни сюда будет приезжать от 5 до 7 тысяч человек, а в выходные – от 10 до 12 тысяч. В отреставрированных зданиях открываются новые сувенирные лавки, спортивный и музыкальный клубы, детский игровой центр. «Депо» – фуд-молл городского масштаба. Это большое пространство, красивый проект, сосредоточение множества разных концепций. Скоро появятся огромные летние веранды, будут проходить концерты, выставки, фестивали. Идей очень много», – поделился планами представитель компании-учредителя «Депо» RestartVasilchukBrothers Алексей Васильчук.

Кстати

«Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времён моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве.

Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжёлой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелёными от медных денег. Особенно если мы работали на «медной линии».

«Медной линией» называлась линия «Б», проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли её с умилением «Букашкой». Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А» – на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково «Аннушкой».

Константин Паустовский. «Книга о жизни. Беспокойная юность. Медная линия»

Комментариев нет

Отставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 10 =